Камуфляж: Прятки в стиле «милитари»

Представить современную армию и шире - силовые ведомства без такого непременного, знакового атрибута, как камуфлированное обмундирование, просто невозможно.

Именно камуфляжи всевозможных рисунков, цветов и фасонов, а не строгие офисные костюмы или демократичные джинсы, являются для миллионов представителей традиционно мужских профессий в разных уголках планеты повседневной одеждой. А в последние годы популярность униформы "сильных духом" неуклонно растет и среди прочих слоев населения. Одной из первых монополию военных, полицейских, охотников и секьюрити на пятнистую ткань нарушила молодежь, которой пришелся по душе стиль "милитари". И дальше, как говорится, пошло-поехало… При этом те, кто носит камуфляж не пижонства ради, а по долгу службы, едины во мнении: более удобной, практичной и безопасной одежды для войны не существует.

Наивно полагать, будто камуфляж - ноу-хау мыслящего человечества. Первыми "законодателями мод" во всем, что касается маскировки под окружающую среду, были наши братья меньшие: начиная от насекомых и заканчивая млекопитающими. Правда, люди оказались прилежными учениками, и нехитрый закон природы "Хочешь жить - умей прятаться" усвоили достаточно быстро. Мазали тело грязью и обвешивались ветками деревьев первобытные охотники, кочевники-бедуины носили одежды песочного цвета, индейцы и папуасы, дабы слиться с местностью, украшали себя хитроумным макияжем. Чего только человек не перепробовал в качестве средств маскировки за тысячи лет своего существования на земле! Но на уровень подлинного искусства умение остаться в нужный момент незамеченным подняли военные.

Не увидел - не победил!

Армейская униформа развивалась и видоизменялась вместе с военным делом. Путь, проделанный ею, был извилист: от античного аскетизма, через средневековое разнообразие - к аляповатой пышности ландскнехтских мундиров эпохи Тридцатилетней войны. На протяжении XVIII и большей части XIX века форма солдат и офицеров регулярных армий ведущих мировых держав оставалась чрезвычайно красочной и приметной. Причин тому было как минимум две. Во-первых, мода, в жертву которой приносились удобство и практичность. Вторая же и основная - необходимость отличать свои войска от противника на поле брани. В условиях сильной пороховой задымленности полководцы, управлявшие "большими батальонами", зачастую ориентировались исключительно по цвету мундиров. Доминирующий красный выдавал англичан, синий - французов, белый - австрийцев... Основным колером русской армии по традиции, берущей свое начало от Петра I, долгое время был зеленый.

Британцам излишняя вычурность формы вышла боком еще во время американской войны за независимость. В дремучих лесах Нового Света, где в основном и разворачивались боевые действия, зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов зарекомендовали себя гораздо лучше, нежели роскошное обмундирование англичан. 19 апреля 1775 года в бою под Лексингтоном несколько сот колонистов наголову разгромили отряд англичан численностью в 2 тысячи человек, доказав преимущества маскировочной тактики.

Наученные собственным горьким опытом, к началу эпохи наполеоновских войн британцы сделали определенные выводы. Например, 95-й стрелковый полк, сражавшийся с французами на Иберийском полуострове, был переодет в форму зеленого цвета, за что солдат этой части называли "зеленые куртки" (green jackets). Зеленое обмундирование носили и снайперы противоборствующих сторон в ходе гражданской войны в США.

Очередной прорыв в искусстве камуфляжа совершили опять-таки жители Туманного Альбиона. Произошло это во время англо-бурской войны 1899 - 1902 годов. Неудачи британских войск на начальном этапе кампании были во многом обусловлены врожденной меткостью профессиональных охотников-буров. Используя дальнобойные винтовки, выходцы их Голландии без труда отстреливали "омаров" (так южноафриканские колонисты прозвали английских солдат за их красные камзолы), а сами при этом оставались невидимыми и неуязвимыми. В условиях "неправильной" с точки зрения классической тактики войны британское командование вынуждено было спешно пересмотреть концепцию маскировки. Это привело к введению для солдат и офицеров колониального контингента формы цвета хаки, что на языке африканского племени урду означает "грязь". Поскольку боевые действия велись и в тропических лесах, и в саваннах, то обмундирование поставлялось двух вариантов расцветки. Лучшим доказательством верности принятого решения стало резкое снижение потерь среди англичан от огня противника. А средний между зеленым и коричневым цвет хаки оказался настолько удачным, что вскоре приобрел всемирную популярность.

В преддверии XX века красочная форма превращалась в опасный анахронизм - жизнь демонстрировала это со всей очевидностью. Впервые со времен Средневековья к военной одежде возвращалась ее исконная функция - защитная. Только если рыцарские доспехи или рейтарские латы оберегали непосредственно тело воина, то форма нового столетия была призвана спрятать солдата от глаз неприятеля, сделать его как можно менее заметным и таким образом защитить от прицельного огня.

По законам Тэйера

С нашей армией непродуманность цветовой гаммы обмундирования сыграла злую шутку во время русско-японской войны 1904 - 1905 годов. Светлые гимнастерки и бриджи летом и темно-зеленые, практически черные мундиры зимой отнюдь не отвечали задачам маскировки. В условиях неповоротливости военно-интендантской машины и, как следствие, несвоевременной разработки, утверждения, изготовления и доставки в войска новых образцов формы военнослужащие сами принимали необходимые меры, проявляя смекалку. Русские солдаты специально пачкали грязью белые гимнастерки, чтобы стать менее заметными на поле боя. Видя это, командующий Маньчжурской армией генерал Алексей Куропаткин отдал беспрецедентный, не имевший аналогов в истории войн приказ: он вообще запретил подчиненным стирать форму! Потери резко снизились.

В 1910 году в России были проведены эксперименты по разработке специальной ткани для пошива кителей и гимнастерок для офицерского состава. Принцип изготовления новой ткани назывался "шанжан" и представлял собой переплетение определенным образом четырех разно окрашенных нитей в единый материал. Такая ткань в зависимости от освещения меняла цвет, заодно визуально деформируя силуэт военнослужащего. Однако из-за дороговизны и нетехнологичности производства этот интересный проект был положен под сукно.

Кто же и когда придумал те самые удивительные пятна, которые в различных вариациях и по сей день красуются на полевой форме всех армий планеты? Удивительно, но изобретение современного камуфляжного рисунка связывают с сугубо мирным человеком - американским художником Эбботом Тэйером. В 1901 году он вдруг неожиданно оставил салонное искусство и углубился в изучение живой природы, где натурщиками ему стали звери и птицы. Наблюдая за ними, Тэйер познавал разнообразие красок в животном мире. В итоге он сформулировал теоретические основы защитных свойств цвета, установив, например, что участки тела животных, которые чаще бывают обращены к свету, обычно темнее, а скрытые от солнца - светлее. В США этот принцип получил название "закон Тэйера".

В 1909 году из-под пера шестидесятилетнего Тэйера вышла иллюстрированная детская книга "Защитные окрасы в царстве животных". Каждая ее страница представляла собой "загадочную картинку", где было изображено переплетение стеблей и листьев, и малышам предлагалось определить, кто за ними скрывается. На обороте находилась подсказка: тот же кусочек пространства, только растения были не пропечатаны, и юный читатель без труда узнавал героев оптических ребусов. Вскоре художник с удивлением узнал, что его изыскания чрезвычайно заинтересовали генералитет армии США. Таким образом, "закон Тэйера" лег в основу научной теории мимикрии, а на ее базе была выработана система принципов... военного камуфляжа. Эббота поблагодарили за ценные разработки, книгу несколько раз переиздали. Когда автор книжки-головоломки понял, что каждый вновь проектируемый камуфляжный костюм создается на основе его работ, то потребовал денежного вознаграждения. Но судебные тяжбы ни к чему не привели. В американских военных академиях вводились специальные курсы по основам маскировки, полным ходом шли эксперименты с камуфляжными красками. И считалось, что к этим вещам Тэйер уже не имеет никакого отношения. В 1921 году художник скончался, так и не примирившись с Пентагоном.

Первая мировая война еще раз подтвердила, что военно-дизайнерская мысль развивается в правильном направлении. В немецкой армии появился "осколочный" камуфляж, названный так за рисунок из цветных геометрических фигур различной формы и размера, хаотично разбросанных по поверхности. Опыт применения новой формы оказался более чем успешным. Французы также сменили традиционные ярко-синие мундиры и красные кепи "галльских петушков" на менее броское обмундирование серо-голубых тонов. В противном случае потери на полях сражений были бы куда многочисленнее.

От СС до НКВД

Следующим переломным моментом в развитии военной униформы стала Вторая мировая война. Новые способы ведения боевых действий потребовали новой экипировки, появление которой не заставило себя ждать. В иностранных армиях стали применяться пятнистые костюмы, надеваемые в том числе и поверх формы, всевозможные накидки, комбинезоны. В английских и американских войсках камуфлированную форму носили в основном бойцы элитных спецподразделений. В боевых формированиях гитлеровской Германии камуфляж, напротив, получил очень широкое распространение.

Первопроходцами здесь стали войска СС и парашютно-десантные части люфтваффе, а уже впоследствии камуфляжными рубахами и куртками обеспечивались боевые части всех родов войск Третьего рейха. В феврале 1937 года командир разведывательного батальона СС штурмбанфюрер Вильгельм Брандт и профессор Герберт Шик разработали и изготовили первый образец камуфляжной формы для частей СС особого назначения. По подсчетам Брандта, использование нового обмундирования могло снизить потери в личном составе на 10 - 15 процентов. Войсковые испытания плащ-палатки и чехла на каску соответствующей расцветки, проведенные на базе полка СС особого назначения "Дойчланд", подтвердили высокие защитные свойства камуфляжа. Его довольно быстрому внедрению поспособствовало то, что патент на новую униформу был подарен лично Генриху Гиммлеру. Генералы вермахта встретили новое изобретение скептически, а многие солдаты и офицеры и вовсе откровенно насмехались над пятнистым обмундированием войск СС.

Но война все расставила по своим местам. С началом боевых действий 1 сентября 1939 года выпуск камуфляжа был переведен на промышленную основу. В годы войны для войск СС выпускался камуфляж с рисунком четырех основных типов: "широколистное дерево", "пальма", "дубовые листья" и "горох". Даже для ведения боевых действий в условиях городской застройки существовал специальный камуфляж цвета красного кирпича с соответствующим рисунком. Все они обеспечивали примерно одинаковое защитное действие, основанное на оптическом эффекте: силуэт солдата как бы расчленялся на небольшие грязноватые фрагменты, окантованные контрастным цветом. Это делало бойца малозаметным на фоне деревьев или кустарника.

Работы в сфере повышения маскировочных свойств униформы велись и в Советском Союзе. При проведении военной реформы 1935 года командование Рабоче-Крестьянской Красной Армии уделило этому вопросу должное внимание. Так, для всех родов войск РККА вводились индивидуальные средства маскировки: камуфлированные маскировочные халаты и костюмы, применявшиеся разведчиками, снайперами и наблюдателями при передвижении на местности пестрого фона. Камуфлированная ткань изготавливалась в двух вариантах: летняя - зеленого цвета с хаотично расположенными черными амебообразными пятнами, и осенняя - песочного цвета с коричневыми пятнами. Для изготовления этих предметов обмундирования использовалась бязь, которая в боевых условиях была недолговечной. Впервые новое обмундирование было показано во время крупных маневров в Белорусском военном округе в 1936 году. Тогда в него были переодеты десантники. В конце 1930-х годов стали широко применяться мочальные маскировочные костюмы. Особое распространение они получили во время боевых действий в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол. Не только заводские, но и кустарно изготовленные бахромы из пучков мочала и сухой травы хорошо маскировали бойцов в степи.

В предвоенные годы камуфляжами в первую очередь обеспечивались парашютно-десантные подразделения, пограничные войска и инженерные части. А с первых же дней Великой Отечественной войны производство камуфлированной формы значительно увеличилось. Фактически все подразделения войсковой разведки, группы снайперов и другие подразделения, выполнявшие специальные задачи, имели такую форму. В 1943 году были введены новые расцветки маскировочных тканей. Теперь на зеленом фоне были вперемешку "набросаны" контуры веток и листьев желтого цвета. Иногда поверх этого рисунка наносились амебообразные пятна темного цвета.

После окончания войны оперативные части ВВ НКВД, выполнявшие задачи по нейтрализации бандподполья в Прибалтике, западных районах Украины и Белоруссии, были экипированы маскировочной формой, которая являлась обязательным специальным обмундированием. Активная разработка новых образцов камуфляжа началась в СССР лишь в конце 1960-х годов.

Тропами новых войн

С наступлением эпохи "малых войн", главной чертой которых стал преимущественно партизанский характер боевых действий, у камуфляжа открылось "второе дыхание". Основным средством ведения разведки, выполнения специальных операций и проведения диверсий в изменившихся условиях продолжал оставаться человек, и для этого его надо было соответствующим образом одеть. К форме стали предъявляться еще более жесткие требования, в основе которых лежал психологический фактор: хороший камуфляж должен был быть невзрачным, не привлекающим внимания, таким, чтобы на него просто не хотелось смотреть. Конкретный узор и расцветка варьировались от страны к стране, но базовый принцип "разбивающего рисунка", искажающего пропорции человека, не менялся. В остальном же камуфлированная форма оставляла большой простор для творчества модельеров и художников: локальные войны и военные конфликты низкой интенсивности велись в самых разных климатических и природных условиях, и для каждого случая зачастую требовался свой, неповторимый колер.

Допустим, вплоть до войны во Вьетнаме униформа военнослужащих армии США имела стандартный однотонный зеленый цвет (green sateen). В тех случаях, когда по условиям боевых действий требовалась более существенная маскировка, поверх надевались маскировочные комбинезоны различных окрасок. Но в условиях тропиков это вызвало множество неудобств: в двойной одежде было слишком жарко, увеличивались расходы на экипировку, падала дисциплина ношения униформы, а солдаты в комбинезонах, надетых на голое тело, имели неопрятный вид. В 1968 году во Вьетнаме зеленая форма была заменена на камуфляжи расцветок "зеленые джунгли" (green jungle) и "тигровые полосы" (tiger stripes). Последний тип представлял собой наложение на ткань защитного цвета узора из черных горизонтальных полос. Рисунок оказался чрезвычайно удачной находкой, правда, с весьма ограниченной сферой применения: джунгли и только джунгли.

Начиная с 1978 года униформа камуфляжного цвета стала поэтапно вводиться и в частях, расположенных на территории США. В начале 80-х годов прошлого века различные образцы американской камуфляжной униформы были заменены на стандартный цвет "лесистая местность" (woodland). Штатными вариантами камуфляжной окраски в американской армии также считаются "пустынный 3-цветный" (desert 3-color), "пустынный 6-цветный" (desert 6-color), "зимний" (winter) и "снежный белый" (snow white). Эту боевую униформу выдают с учетом специфики местности, где проходит служба. Кстати, с одним из вариантов "пустынного 6-цветного" камуфляжа - "шоколадный чип" (chocalate chip), в который чуть ли не поголовно были одеты участники операции "Буря в пустыне", произошла накладка. Форму испытывали в пустынях Северной Америки, и там ее расцветка оказалась в высшей степени эффективной. А вот в ближневосточных или североафриканских ландшафтах солдатам в такой маскировке полностью "слиться с пейзажем" не удалось: другой оттенок почвы, меньше камней и т.д. Производство ткани этой расцветки было остановлено, а уже пошитое обмундирование, запасы которого впечатляют, выдается новобранцам на период первоначальной подготовки в рекрутских центрах.

Вышеперечисленные типы камуфляжной окраски считаются стандартными и могут выдаваться военнослужащим всех родов войск армии, морской пехоты и национальной гвардии США. Однако для подразделений, выполняющих специфические боевые задачи в определенных районах, часто изготавливаются предметы обмундирования иных расцветок, наилучшим образом способствующих успеху. Например, бойцы ночных групп могут быть одеты в черную боевую униформу, а разведчики, действующие в джунглях Индокитая, - в камуфляж цвета tiger stripes. В США для фирм, производящих армейское обмундирование, разработана шкала камуфляжных расцветок, которые военное ведомство может заказывать помимо стандартных. Сегодня у Пентагона нет стандартной камуфляжной окраски для действий в городских условиях, хотя, по мнению командования, потребность в этом назрела давно. В настоящее время идет выработка требований к расцветкам камуфляжа для "каменных джунглей", т.к. опытное применение таких расцветок, как city, sky blue, smokey branch, urban tiger, midnite tiger, red, orange, выявило, что они не отвечают специфике ведения боевых действий на близких расстояниях и в условиях резко меняющейся освещенности. Однозначно определено, что форма пятен должна быть оскольчатая с преобладанием вертикальных и горизонтальных направлений.

В Великобритании еще в начале 1970-х годов на смену старому доброму хаки пришел камуфляж disputive patterns material, в основу которого лег все тот же американский черно-зеленый tiger stripes. Немецкая армия перешла на расцветку под названием flecktarn, практически полностью повторяющую весенний вариант маскировки частей СС и сразу окрещенную солдатами бундесвера "бешеной лягушкой".

С цветами камуфлированного обмундирования в постсоветской России на первых порах вышла настоящая путаница. Если в Советской армии камуфляж выдавался, как правило, частям и соединениям воздушно-десантных войск, Пограничным войскам и подразделениям специального назначения, то после развала СССР был взят курс на поголовное переодевание в него всех, кто носит погоны. Неудивительно, что внедрение новой формы пошло по принципу "кто во что горазд". Отсутствие должных правил привело к тому, что сейчас в отечественных силовых структурах можно встретить камуфляжную форму практически любой расцветки, кроме разве уж совсем экзотической. Так, в ряде подразделений внутренних войск МВД РФ особенной любовью пользуется камуфляжная расцветка британских вооруженных сил disruptive pattern material, причем одни военнослужащие отдают предпочтение стандартной расцветке, а другие - камуфляжу парашютистов и английского спецназа. Не редкость и стандартный американский камуфляж woodland. Встречается также голландский, бельгийский и французский. В довершение всего и российские предприятия, специализировавшиеся на пошиве формы в 1990-х, не особо трепетно относились к выдержке оттенков. Поэтому две разные партии камуфляжа однотипной расцветки могли кардинально отличаться друг от друга. Коварность всей этой "радуги" наглядно продемонстрировала первая чеченская кампания, где по цвету униформы зачастую невозможно было отличить своих от противника. А уж как опереточно смотрелись военнослужащие, не от хорошей жизни "щеголявшие" в абсолютно разномастных куртках, штанах и головных уборах!

Сегодня положение с единообразием, без которого немыслима армия, понемногу выправляется. Допустим, в частях и подразделениях Министерства обороны практически завершен переход на единый камуфляж расцветки "флора". Согласно отечественным исследованиям, с точки зрения графики данный колер является наиболее оптимальным для наших географических условий. Надо заметить, что у Минобороны России имеется на этот рисунок специальный патент, так что наносить его на образцы защитной одежды, отличные от армейских, запрещено. Правда, различные спецподразделения наверняка вытребуют себе право ходить в особом, не похожем на прочие камуфляже. Но подобная привилегия была негласно закреплена за "спецами" и в прежние времена.

По компьютерным лекалам

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались и разрабатываются под конкретную местность, где могут оказаться военнослужащие, и с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытых пространствах. За основу берется человеческое зрение в светлое время суток, что является точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности элементов рисунка, его формы, контрастности между граничащими фрагментами. Шло время, форма и цвет пятен на полевых мундирах, естественно, претерпевали изменения. Например, когда появились современные компьютеры, Пентагон тут же подкорректировал эту "абстрактную живопись" в стиле "милитари".

До недавнего времени самыми распространенными типами расцветок, на основе которых создано подавляющее большинство камуфляжей в мире, были woodland, desert и urban. Новым словом в развитии униформы стало появление на рубеже XX - XXI веков цифрового камуфляжа. Первый шаг в этом направлении сделали США, облачив свою морскую пехоту в "marpat" (Marine Pattern) - цифровой камуфляж, разработанный американцами для экипировки корпуса морской пехоты. Он сочетает в себе светло-коричневый, рыжий, зеленый и черный цвета, перемешанные очень интересным способом. При взгляде на такой камуфляж может возникнуть ощущение, что вы смотрите на экран компьютера, так как мелкие квадратики, из которых состоят пятна рисунка, ассоциируются с пикселями на "доисторическом" мониторе. При движении рисунок как бы "смазывается" на фоне окружающей местности, а в неподвижном состоянии (если военнослужащий лежит, а мимо него проходят люди) аналогичный эффект достигается в зрении идущего человека. Причем в более поздних моделях цифровых камуфляжей разработчики исключили черный цвет как "отсутствующий в естественной среде".

Помимо этого зарубежные военные специалисты вот уже несколько лет работают над созданием камуфляжа, надежно необнаруживаемого современными средствами ночного и тепловидения. Пока от устройств электронного наблюдения и прицеливания на поле боя неплохо защищают костюм типа "гиллес" (у российских снайперов и разведчиков больше известный как "кикимора", или "елочка"), а также некоторые западные разработки с применением специальных тканей и красителей, ломающих силуэт за счет того, что неравномерно отражают, например, инфракрасное излучение. Однако стремительный технический прогресс заставляет ученых думать на несколько ходов вперед. Неиссякаемым кладезем новаторских идей продолжает оставаться природа. По имеющейся информации, в секретных лабораториях Пентагона уже не первый год изучается секрет хамелеона. Как известно, это пресмыкающееся умеет искусно менять цвет своей кожи под окружающий ландшафт. И вряд ли отыщутся скептики, сомневающиеся, что не сегодня-завтра на "джи-ай" появятся маскхалаты, способные "перекрашиваться" с учетом внешних условий.

Игру в прятки военные всего мира ведут вполне серьезно, тратя немало времени, сил, выдумки и бюджетных денег на изобретение все новых и новых хитростей. А это значит, что почетная "отставка" старику-камуфляжу в обозримом будущем не грозит.

Роман Шкурлатов
Фото Владимира Николайчука
и из архива редакции
Братишка 09-2006

Камуфляж: Прятки в стиле «милитари»